О подготовке педагогических кадров в Кузбассе
17 ноября 2015,
10:26
В ноябре 2015 года в Кемеровском государственном университете на выездном расширенном заседании комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики депутаты рассмотрели вопрос о подготовке педагогических кадров в Кемеровской области.
В совещании приняли участие ректор КемГУ, член комитета Владимир Волчек, заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области по науке и профессиональному образованию Сергей Пфетцер, директора филиалов, деканы факультетов и заведующие кафедрами университета, где ведется подготовка педагогических кадров.
Напомним, что задача модернизации отечественного педагогического образования была поставлена в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. В Министерстве образования и науки РФ разработан проект Концепции поддержки развития педагогического образования, обсуждение которого активно ведется в педагогической среде. На начало учебного года в школы Кузбасса требовалось более 300 учителей.
Место проведения выездного заседания комитета выбрано не случайно. Сегодня Кемеровский государственный университет - крупнейший вуз Кемеровской области, ведущий региональный педагогический вуз.
КемГУ образован в 1974 году. Этому предшествовала почти полувековая история развития нескольких образовательных учреждений, подготовивших базу для создания университета: Кемеровский педагогический техникум (1928-1949 гг.), Кемеровский учительский институт (1949-1953 гг.), Кемеровский государственный педагогический институт (1953-1974 гг.).
Сегодня в университете обучаются более 19000 студентов (32% от всех студентов). Здесь работают более 1100 преподавателей, в том числе с учеными степенями и званиями более 75%. Подготовка ведется по 18 укрупненным группам направлений и специальностей (45% от реализуемых в Кемеровской области).
В рейтингах, которые разрабатываются и публикуются российскими и зарубежными СМИ: рейтинг Европейской научно-промышленной палаты, рейтинг вузов Содружества Независимых Государств, рейтинг вузов России (по версии «Эксперт РА»), Национальный рейтинг университетов России (по версии «Интерфакс» и фонда В. Потанина), - КемГУ входит в топ 100 лучших вузов России.
Ректор КемГУ, член комитета Владимир Волчек в своем выступлении отметил, что Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов. Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.
Ректор университета обратил внимание участников совещания как на существующие проблемы педагогического образования, так и на необходимость оптимизации структуры подготовки педагогических кадров на региональном уровне, возобновлении целевого набора на педагогические специальности абитуриентов из сельской местности, повышении престижа учительской профессии, расширении мер социальной поддержки молодых специалистов с целью их закрепления и др.
Ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, заведующая кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ Елена Руднева особо отметила, что подготовку педагогических кадров необходимо проводить с учетом требований принятого профессионального стандарта педагога.
В ходе обсуждения поставленных вопросов участники встречи высказались за оптимизацию структуры подготовки педагогических кадров в регионе, совершенствование педагогической практики в школах, введение распределения выпускников-педагогов в школы Кузбасса и др.
Председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области, региональный координатор партийного проекта «Модернизация образования» Галина Соловьева при подведении итогов заседания отметила, что основная цель состоит в повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования.
По окончании встречи депутаты познакомились с экспонатами музея КемГУ«Археология, этнография и экология Сибири».

Соловьева Галина Михайловна
Член ПРПС