Как сохранить дороги?
Не «раздавите» проезжую часть
– Владимир Григорьевич, имеются ли данные о прочности российских дорог? Или все они не отвечают мировым стандартам?
– За последние годы в стране построены сотни километров новых дорог, которые отвечают всем требованиям прочности. Но Россия – огромное по территории государство. Да и климат у нас далеко не южный. Много болот, зимой – крепкие морозы. Нельзя забывать, что 65 процентов территорий страны находятся в зоне вечной мерзлоты, это тоже накладывает отпечаток на дорожное строительство.Для дорожников – все это негативные моменты.
Однако, насколько я понимаю, в отрасль активно приходят современные технологии, которые делают автотрассы крепче и надежнее. Но, работы еще немало.
В прошлом году минтранс РФ озвучил планы по повышению прочности дорог. Так вот, по данным министерства, в настоящее время 14% федеральных трасс выдерживает нагрузку грузовиков до шести тонн, 57% - от шести до десяти тонн, и только 29% - от 10 до 11 тонн. В связи с этим ставится задача: до 2020 года этот так называемый «Блок 14%» на федеральных дорогах ликвидировать, чтобы везде могли ходить тяжелые грузовики.
– Кроме федеральных, у нас большое количество региональных трасс. Как обстоит дело с ними?
– Думаю, в большинстве регионов ситуация обстоит не лучше. А в ряде субъектов – люди давно ждут ремонта и строительства новых автотрасс. Тем актуальнее стоит проблема – и строить, и, особенно, беречь те дороги, что есть.
– Помогают ли этому сезонные ограничения, которые вводят федерация и регионы?
– Конечно. В последнее десятилетие резко увеличились вес грузового транспорта и осевые нагрузкина дорожное полотно.Резко выросло число автомобилей. Если это не учитывать, качество дорог быстро снижается.
В весенний период практически в 90% регионов принимают специальные временныеограничения допустимой нагрузки на ось транспортного средства, чтобы сохранить «ослабевшие» от весеннего тепла трассы в нормальном состоянии.
Что касается правовой базы, в прошедшем весеннем сезоне это делалось в соответствии с приказом Росавтодора № 3 от 24.01.2012 года «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году».
Основанием этому служит федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 года«О безопасности дорожного движения»(в редакции Федерального закона № 248-ФЗ от 19.07.2011 года).
А для нарушителей законодательства Госдума осенью прошлого года приняла федеральный закон№ 295-ФЗ от 06.11.2011 года «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который увеличивает штрафыза нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
– Представители Росавтодора предлагают избавить дороги от лишней нагрузки и в летний период?
– Да, по мнению экспертов агентства, движение грузового транспорта необходимо ограничивать не только на время паводка, но и, если температура воздуха поднялась выше +25°С. В этом случае грузовики смогут передвигаться только в ночное время.
Объясняют тем, что в Белоруссии и Казахстане, с которыми РФ входит в единый Таможенный союз, законодательными актами предусмотрено введение ограничений на движение грузового транспорта при температуре выше 25 градусов.
В это же время, на территории РФ действует норма, согласно которой, ограничение на движение грузового транспорта вводится при температурном режиме свыше +32°С. И предложений о снижении этой нормы в Госдуму пока не поступало.
– О том, что необходимо наводить порядок в грузовых перевозках, говорится давно. Какие наказания за перевозку «лишнего веса» предусматривает сегодняшнее законодательство?
– Такие транспортные средства не только уничтожают дороги, они создают аварийные ситуации, когда «тормозов не хватает», чтобы остановить перегруженную машину. В связи с этим появились поправки в КоАП РФ. Они вводят жесткие требования к весу. Теперь КоАП допускает превышение разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось всего на 5 %.
Статью 12.211 КоАП дополнили новой частью 31. В ней вводится ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки.
Обычно водитель не знает, сколько тонн груза на борту. Он цепляет прицеп и везет его. Информация о грузе - только в документах. Грузоотправительнередко вписывал туда меньшую массу, чтобы не оформлять специального разрешения. А на ближайшем посту останавливаютмашину, взвешивают и выясняют, что она перегружена, несмотря на то, что по документам все нормально. До сих пор за это отвечал водитель. Новая статья предполагает, что в таком случае будет наказан не водитель, а грузоотправитель. Тот, кто обманул, в том числе, и водителя.
Штраф индивидуальным предпринимателям придётся заплатить от 10 тысяч до 15 тысяч рублей. Для юридических лиц штраф составит от 250 тысяч до 400 тысяч рублей.
Введение весенних ограничений вовсе не означает, что тяжелым грузовикам по дорогам ездить нельзя. Проехать можно, но лишь после того, как будет оплачен размер возмещения вредадороге, причиняемого транспортным средством, и полученоспециальное разрешение.
А если везешь тяжеловесный груз без разрешения или с отклонением от указанного маршрута, это влечет административныйштраф на водителя в размере 2-2,5 тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. На должностных лиц, ответственных за перевозку, -штраф 15-20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 400 тысяч до 500 тысяч рублей.
– Сегодня много говорят о внедрении на дорогах автоматического весового контроля…
– Сейчас на российских дорогах общего пользования насчитывается несколько тысяч постов весового контроля. Ониработают на основании закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения».
Действия сотрудников на этих постах нередко критикуют:сначала - при получении заветных разрешений, а после – на трассе. Свою роль играют в этом и неизбежные коррупционные проявления: водители частенько сомневаются в объективности показаний весовых приборов.
Сейчас речь идет о создании пунктов автоматического контроля на дорогах. Это – более современный подход к проблеме. Такой контроль действует в США, странах Евросоюза: датчики веса монтируются в асфальт, считывание показателей идет автоматически.
Нарушителям присылают квитанцию с фотоподтверждением, как с камеры видеонаблюдения на дороге.
Автоматический контроль проезжающих грузовиков уже начали осуществлять с конца 2011 года в Москве и ряде регионов.
Надо строить лучше
– Есть ли еще способы поддержания дорог в нормативном состоянии?
– Конечно, есть. Например, улучшить качество дорожного строительства. Об этом говорил Владимир Владимирович Путин осенью 2011 года на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске.
Он охарактеризовал дорожно-строительную отрасль, как системообразующую для страны, для ее экономического, социального, территориального развития, для обеспечения комфорта и качества жизни людей:«Есть дорога, есть возможность добраться до определённого места, значит, есть там жизнь, нет – ну и жизни нет».
Сегодня в транспортном хозяйстве страны занято порядка 3,3 миллиона человек. Здесь ежегодно создаётся до 6% ВВП России.
Роль и значение транспортного комплекса будет только возрастать. Потому что нужны новые стандартыкомфортного, доступного общественного транспорта. Во-вторых, роль транспорта всоздании новых индустриальных центров, освоении российских территорий, безусловно, ключевая.
Сейчас в планах на ближайшие 10 лет – в два раза увеличить объёмы дорожного строительства. При этом надо строить по новым стандартам, по современным технологиям, на долгие годы эксплуатации.
По расчётам правительства РФ, в созданных федеральном и региональных дорожных фондах до 2020 года будет аккумулировано более 8 триллионов рублей. С такими ресурсами нужно строить хорошие автотрассы на основе инноваций!
Планируется за 10 лет модернизировать и привести в порядок все действующие федеральные трассы страны.
Особое внимание сейчас уделяется региональным, городским и сельским дорогам. Например, уже два года действует спецпроект по ремонту дорог во всех региональных столицах. За это время из федерального бюджета сюдавыделено 50 миллиардов
рублей,приведено в порядок более 25 миллионов квадратных метров уличной дорожной сети.
Что дадут инновации
– Вы затронули тему инноваций в дорожной отрасли. Что делается в этом направлении?
– Выделяют несколько направлений развития инноваций в отрасли. Например, идет развитие интеллектуальных информационных транспортных систем, которые внедряются на дорогах.
В моем родном Кузбассе на новом участке трассы Кемерово – Ленинск-Кузнецкий внедрена такая система. Она следит за качеством покрытия дороги, температурой, скоростью ветра и сообщает водителям рекомендованную безопасную скорость движения. Кстати, на этой дороге максимально разрешенная скорость движения – 110 километров в час!
Создается геоинформационная системафедеральных дорог – для научного управления дорожным хозяйством. Для неё специалисты разработалитрёхмерную модель федеральных трасс. Система будет содержать информацию о конструкции полотна, ремонтных работах, дорожных знаках и так далее, позволит получать в online-режиме все данные о любой дороге. Это даст экономию средств при проектировании, проведении геодезических работ.
Пилотные проекты системы уже запущены на трассах Москва – Санкт-Петербург,Москва – Минск. В ближайшие 3-4 года Росавтодор охватит этой информационной системой всю сетьроссийских федеральных дорог.
– А как в дорожном строительстве идет внедрение современных материалов?
– Как отмечают специалисты, внедрение новых видов вяжущих, геосинтетических, композиционных материалов идет активно. Качество и долговечность новых дорог от этого только выигрывают.
Кроме того, создаются специальные инновационные испытательные центры, где будут на практике испытывать новые материалы для строительства дорог, доводить их «до ума» и передавать в массовое производство. Эти центры будут привязаны к федеральным округам.
Еще, в последние годы наши дорожники берут лучшее из практики строительства трасс США и Европы.Там есть хороший опыт, интересные технологии.
Появляется и своя новая дорожно-строительная техника, созданная с участием российского капитала. С 2008 года в этом процессе активно участвует Государственная транспортная лизинговая компания, которая способствует производству такой техники в России.
Но мы, депутаты Комитета по транспорту, понимаем: чтобы решить проблемы строительства и поддержания дорог в нормативном состоянии, необходимо формировать новуюзаконодательную основу, которая позволяла бы иметь надежное обслуживание трасс, постоянный контроль их эксплуатации, чинить строгий спрос с нарушителей. Над этим и работаем.
– Компания «Автодор» заявляет, что за предстоящие десять лет собирается увеличить срок службы дорог на 40%. Как думаете, это реально?
– Действительно, планируется, что срок службы покрытия дорог под управлением государственной компании «Автодор» к 2021 году должен увеличиться на 20-40%. Такой показатель заложен в проекте программы инновационного развития госкомпании, которая разбита на два этапа.
В ходе первого - до 2015 года - планируется ликвидировать техническое и технологическое отставание от уровня развитых зарубежных стран.За это время госкомпания намерена перейти на инновационные технологии управления дорожной работой, исследовать, адаптировать к российским условиям и внедрить наиболее эффективные методы и нормы проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, методы диагностики и технического надзора.
На втором этапе (2016 – 2020 годы) Госкомпания собирается выйти на конкурентоспособный технологический уровень, что намного улучшит транспортно-эксплуатационное состояние, потребительские качества автомобильных дорог.
За счет этих мер просто обязаны увеличитьсрок службы дорожного покрытия и межремонтные сроки. При этом, есть и другая задача - повысить эффективность бюджетных расходов.
Записал Сергей Черемнов